Главная » Новости » Общество » Другие об обществе

Исповедь одной армянки

Распечатать


В редакцию сайта Armenia.Az поступило письмо от жительницы Баку Розы С., в котором она рассказала о своей жизни, о жизни армянки в столице Азербайджана.

ProNews.Az представляет читателям это письмо.

«Здравствуй, уважаемая редакция Armenia.Az! На днях я была приятно удивлена, когда узнала о том, что у нас в Баку, оказывается, функционирует сайт на армянском языке. Почему удивлена?

Нет, я, конечно, не ребенок и все успела повидать на своем веку, но факт существования в Азербайджане информационного сайта, ориентированного на армянского читателя, на информирование его о процессах, происходящих в нашей стране, не мог не удивить меня. Несколько дней я изучала сайт, публикующиеся на нем материалы, и постепенно во мне зрела мысль о том, чтобы поделиться с его читателями своей историей. Историей жизни. Историей жизни армянки в Баку.

И, в конце концов, я решилась на этот шаг. Прошу не судить меня строго – я не писательница, может быть, я нескладно излагаю свои мысли. Но ведь это же не самое важное?

Итак, меня зовут Роза. Мне 51 год. Живу в Баку, где у меня небольшой бизнес – я пеку торты. Сегодня у меня имеется своя стабильная клиентура и я даже уже подумываю о расширении бизнеса. Ах да, совсем забыла указать, что по национальности я армянка. Но я, равно как и мои родители, родилась в Баку. Мой отчий дом в Арменикенде – был раньше такой район в Баку, где компактно проживали бакинские армяне.

Я закончила на отлично госуниверситет имени Кирова (ныне – Бакинский государственный университет) по специальности «География». Еще учась на третьем курсе, познакомилась со своим будущим супругом – Микаилом. Он был на год старше меня и учился на юриста. Мы начали встречаться. Как красиво он ухаживал за мной! А как дрался с нашими местными хулиганами в Арменикенде – тогда ведь в Баку не любили, чтобы в ваш двор, тем более за девушкой, заглядывали «чужаки».

В 1984 году мы с Микаилом поженились. Какая это была свадьба! Наши родители были не бедными людьми и смогли договориться с администрацией «Интуриста» об аренде их столовой. Свадьба была на 300 с лишним человек.

Лишним, наверное, будет упоминание о том, что на свадьбе были представлены все народы, населявшие Баку – азербайджанцы, армяне, русские, евреи. Тогда вообще ведь никто не обращал внимания на такую мелочь, как национальность. Баку всегда был интернациональным и космополитичным городом.

В 1985 году у нас родилась дочка, которую мы назвали Лалой. А через год родился сыночек, которого мы назвали в честь дедушки Микаила - Вусалом. Как радовался Микаил, как рады были появлению внука наши родители. Микаил тогда уже работал адвокатом, а я так и не проработала ни дня по специальности, поскольку на меня легла забота о семье и доме. Кто же знал, что всего через каких-то два года в нашей жизни произойдут такие потрясения.

Надвигающуюся беду я почувствовала где-то в начале 1988 года. Сначала в Арменикенде, где жили мои родители, на меня стали косо поглядывать мои знакомые и соседи. Они о чем-то перешептывались, но при виде меня прекращали всякие разговоры. Потом только я поняла, что они сторонились меня, поскольку я была замужем за азербайджанцем. У моих знакомых и родственников стали появляться какие-то секреты от меня. Но меня это особо не беспокоило, мало ли какие секреты у людей могут быть.

Потом в город стали прибывать первые беженцы из Армении. Это было страшное и неведомое доселе зрелище – раздетые (это в январе-феврале!), избитые, с маленькими детьми на руках. А в 20-х числах февраля стало известно о том, что армяне Карабаха хотят отделиться от Азербайджана и присоединиться к Армении. Мне это было непонятно – зачем отделяться, если НКАО и так имела статус автономии. А потом грянул Сумгаит.

О том, что произошло в этом городе, мы узнавали отрывками, поскольку информация строго засекречивалась. Но после этого начался отток армян из Сумгаита. Но в Баку было пока тихо. Армяне продолжали здесь жить и родниться с азербайджанцами. Но уже где-то к середине 1989 года ситуация стала накаляться. Конечно, так и должно было произойти, ведь к тому времени из Армении были депортированы все азербайджанцы, и большая их часть осела именно в Баку.

После событий января 1990 года мы с Микаилом решили уехать из Баку. Ехать в Армению мы не могли – муж у меня азербайджанец, дети носят его фамилию. Поэтому решили ехать в Москву. Я поселилась с детьми в общежитии N 17 Исполкома Моссовета, куда селили всех армянских беженцев из Азербайджана, а супруг поселился у своих знакомых, проживавших неподалеку. Это было самое ужасное время в моей жизни.

Да и не только в моей. Сколько горя и отчаяния было на лицах армянских беженцев – ведь они в одночасье потеряли все, сколько проклятий они посылали в адрес карабахских и ереванских политиков, затеявших эту войну и принесших сотни тысяч бакинских, сумгаитских, кировабадских армян в жертву своим амбициям. Лишь малая часть азербайджанских армян переехала в Армению, но и они со временем покинули негостеприимную республику.

Так, в этом общежитии мы и прожили с детьми на протяжении трех лет. Муж мой смог устроиться на работу в адвокатскую контору, где получал неплохую по тем временам зарплату. Но нас все равно тяготило такое положение, мы не оставляли надежды вернуться в свой дом в Баку.

Ведь мы были чужаками в Москве, нас унизительно называли беженцами. И в конце 1993 года мы все же решили вернуться в Баку. Да, было страшно, но мы вернулись.

«Я тебя в обиду не дам!», - твердо сказал Микаил. И, скажу вам, ничего страшного в Баку с нами не случилось. Конечно, все наши знакомые и родственники прекрасно знали, что я армянка, но ни один из них не позволил себе даже намека на оскорбление по национальному признаку.

Постепенно жизнь наша в Баку наладилась. Дети закончили вузы, создали свои семьи, работают. Кстати, когда к нам сватались женихи, они прекрасно знали, что мама невесты – армянка, но никого это в нашем любимом Баку не смущает. У меня прекрасный зять и умница невестка, никто в нашей уже ставшей большой семье не обращает внимания на мою национальность.

Я люблю свой город, люблю эту страну и ее народ. Это моя родина. И я хочу умереть здесь и быть похороненной на этой земле. Спасибо азербайджанскому народу за его толерантность, спасибо моему любимому мужу, который любил и поддерживал меня все эти 30 лет. Спасибо вам, уважаемая редакция, что выслушали мою историю. Надеюсь, что вы опубликуете мое письмо и оно будет кому-то интересно».

http://www.pronews.az/load/63-1-0-1711
Категория: Другие об обществе | Просмотров: 508 | Дата: 05.06.2014, 17:39

Facebook Vkontakte

 Другие новости раздела: